Существует прямая связь между тем, как ребенок себя чувствует и как себя ведет. Когда дети себя чувствуют хорошо, они ведут себя хорошо. Но, когда они голодны, им холодно, обидно, они взволнованы или расстроены, то обижены, раздражены и рассержены (может даже на вас, родителей). Как помочь детям и как помочь себе избежать конфликтов?
Об этом мы говорили на первой сессии
практикума «Как говорить, чтобы дети слушали», посвященной принятию чувств ребенка. И вот как родители использовали знания в реальных ситуациях со своими детьми. Несколько примеров:
Пример 1
Сыну почти 3. Папа стрижёт его, Ваня кричит: «Ай-ай-ай! Мне больно!». Сначала уговариваю его, говорю, что ничего страшного и больного нет. Потом стараюсь принять чувства: «Ванюша, тебе, наверное, страшно, как папа тебя стрижёт?». Ваня: «Да». Я: «Возьми меня за руку, тебе будет лучше». Взял меня за руку, всё прошло более менее спокойно.
Пример 2
У дочки болят глаза, она не разрешает капать в глаза, постоянно убегает от меня. Раньше я бы силой ее схватила и закапала.
А сейчас я ей сказала: «Я понимаю что тебе больно, понимаю что неприятно, но нам надо закапать. Давай, когда я закапаю, подует волшебный ветерок и все пройдет». Дочка заинтересовалась и разрешила. Я закапала, а она подумала и сказала, что действительно ветерок помог и совсем было не больно. Теперь все без проблем.
Пример 3.
Мой сынок (2,5 года) обожает машинки и все, что с ними связано. Поэтому любой совместный поход в магазин становится настоящим испытанием: «Купи машину!». Раньше, я либо шла и покупала машину, вопреки своим желаниям, либо просто говорила ему, что не куплю, пыталась отвлечь и пр. Итог: слезы, истерики… На этой неделе попробовала по-другому: Сын: «Купи машину! Хочу машину!». Я: «Ты, наверное, очень хочешь новую машинку?». Он: «ДА!». Я начала вместе с ним фантазировать: «А какую ты хотел бы машину? Большую или маленькую? Какого цвета? С мигалкой, без?». Сын стал отвечать, рассуждать. Потом стали с ним обсуждать куда же, на какую полочку, мы поставим дома эту машину… За этими рассуждениями мы не заметили, как вышли из магазина, сели в машину и поехали домой. Слез не было! И про машину он больше не вспомнил!
Конечно, далеко не все ситуации разрешаются так легко. Но участники этой группы практикума говорят, что фантазирование вместе с ребенком, помогает практически всегда. Если остановить себя и не начать задавать вопросы, давать советы, то ребенок, иногда, сам незаметно успокаивается.
А узнать, как говорить, чтобы дети слушали, и слушать, чтобы дети говорили, можно на нашем практикуме для родителей и педагогов, который стартует уже 4 февраля!